Андрей (andoc) wrote,
Андрей
andoc

Category:

Кто мы - народ или публика?

К.С. Аксаков
Опыт синонимов. Публика - народ

Было время, когда у нас не было публики... Возможно ли это? - скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и была заведе­на у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни, язы­ка и одежды и составила публику, которая и всплыла над по­верхностью. Она-то, публика, и составляет нашу постоянную связь с Западом: выписывает оттуда всякие, и материальные и духовные наряды, преклоняется пред ним как перед учите­лем, занимает у него мысли и чувства, платя за это огромною ценою: временем, связью с народом и самою истиною мысли. Публика является над народом как будто его привилегирован­ное выражение; в самом же деле публика есть искажение идеи народа. Разница между публикою и народом у нас очевидна (мы говорим вообще, исключения сюда не йдут).

Публика подражает и не имеет самостоятельности: все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз сама чужою. Народ не подражает и совершенно са­мостоятелен; а если что примет чужое, то сделает это своим, усвоит. У публики свое обращается в чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал, народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие публики в Москве - Кузнецкий мост. Средоточие народа - Кремль.

Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публи­ка говорит по-французски, народ - по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские моды. У народа - свои русские обычаи. Публика (большею ча­стью, по крайней мере) ест скоромное; народ ест доступное. Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика рабо­тает (большею частью ногами по паркету); народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ; народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не со­чтешь. Публика преходяща; народ вечен. И в публике есть золо­то и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У публики - свет (monde, балы и пр.); у народа - міръ (сходка). Публика и народ имеют эпитеты: публика у нас - почтеннейшая, народ - православный.

«Публика, вперед! Народ, назад!» - так воскликнул мно­гозначительно один хожалый[i].
[i] Вместо слова «хожалый» в письме к Н.В. Гоголю К.С. Аксаков поставил «полицмейстер» // Русский архив.– 1890.–  Т.1.– С. 154.

От себя (andoc) позволю добавить, что публика в итоге сбила с понталыку народ и все закончилось катастрофой 1917 года. В итоге публика осталась такой же, как и полтора века назад, а народ?... Подражает публике...

Tags: Быть русским, За Державу обидно!, За суверенитет России!, История России, Матушка Русь, Россия и запад
Subscribe

Posts from This Journal “Россия и запад” Tag

promo andoc september 29, 2019 03:02
Buy for 10 tokens
Вполне законченная и цельная концепция российской истории со времен язычества до наших дней. Концепция историософская, каковой она не может не быть, если речь идет об истории России. Если давать "лейбл", то это, безусловно, концепция консервативно-православная (не путать с ходульным…
Comments for this post were disabled by the author